Статьи
ОБЩИННОСТЬ: ПЕРВООСНОВА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ СУБСАХАРСКОЙ АФРИКИ
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №2
Принцип общинности может быть определен как способность общинных по происхождению и сути мировоззрения, сознания, поведенческой модели, социально-политических норм и отношений распространяться на всех уровнях сложности социума, включая, пусть и в модифицированном, а иногда даже искаженном виде, уровни социологически над- и внеобщинные. Как стержневой организующий принцип общинность оказывает прямое воздействие на все подсистемы африканского общества на всех уровнях его бытия на всем протяжении истории. Именно этим в огромной степени может объясняться специфика африканской культуры, африканской цивилизации. В воплощении в ней принципа общинности имеет смысл искать и корни своеобразия исторического процесса в субсахарской Африке.
AFRICA'S GROWING ROLE IN WORLD POLITICS. ED. BY T. DEYCH, A. ZHUKOV, O. KULKOVA AND E. KORENDYASOV. M.: INSTITUTE FOR AFRICAN STUDIES OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES. 2014. 296 P
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №3
ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СТРАНЕ ДОГОНОВ
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6
Вожди, шуточное родство и государство в Республике Мали
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №4
Статья основана на полевых исследованиях 2015–2016 гг. Автор исследует воздействие традиционных институтов на политическую культуру Республики Мали. В Мали на уровне местного самоуправления существует своеобразное “двоевластие”: параллельно с республиканскими властями действуют традиционные вожди и деревенские советы. На них, согласно малийской конституции, и возложены функции местного самоуправления. Так, в Стране догонов современные административные границы разрезают традиционные культурно-исторические связи, что затрудняет решение проблем, жизненно важных для деревень догонов. Институт традиционных вождей компенсирует этот недостаток благодаря тому непререкаемому авторитету, которым они пользуются и среди населения, и среди республиканской администрации: именно через вождей осуществляются традиционные связи между деревнями. Особенно же ярко положительная роль традиционной политической культуры видна на примере “втягивания” туарегов и арабов, вовлеченных в конфликт на севере страны, в систему отношений шуточного родстваи/или джаму.
Мигранты из Субсахарской Африки в Москве: социальные различия и жизненные стратегии
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №6
Изменения, происшедшие в стране после распада СССР, привели к существенному изменению социального состава и соответственно жизненных стратегий проживающих в ней африканцев в целом и в частности в ее столице Москве. В данной статье подчеркиваются различия между двумя социальными группами африканских мигрантов в сегодняшней Москве, обозначенными как «благополучные» и «выживающие». Почти все «благополучные» мигранты – это люди, приехавшие из стран Африки учиться в еще советских университетах. «Выживающие» московские африканцы – это преимущественно экономические мигранты и политические беженцы, чей приезд стал возможен только в постсоветский период. Как правило, члены этих социальных групп используют две принципиально разные жизненные стратегии, для того чтобы влиться в российское общество. «Благополучные» африканцы стремятся к максимальной включенности в доминирующую социокультурную среду. «Выживающие» кооперируются в основном друг с другом. Таким образом, в то время как представители первой социальной группы желают и могут глубоко интегрироваться в российское общество, представители второй вынуждены ограничиваться минимально необходимой адаптацией к жизни в Москве.
Экспедиция в Мали в 2020 г.
Научно-исследовательская экспедиция Института востоковедения РАН работает в Мали с 2015 г. С 2017 г. в ней принимают участие сотрудники Государственного музея Востока. Задачей экспедиции является изучение трансформации традиционной культуры догонов в условиях глобализации, а также сбор этнографической информации (быт, нравы, особенности традиционного социального и политического устройства); сбор устных исторических преданий; изучение истории, бытования, а также трансформации художественной традиции в деревнях Страны догонов в современных условиях; сбор предметов этнографии и искусства для пополнения коллекции африканского собрания МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера, Санкт-Петербург) и Государственного музея Востока (Москва). План работы экспедиции в январе 2020 г. включал дополнительные пункты, а именно, изучение функционирования антикварного рынка в Мали («пути» вещей из деревень в города, что немаловажно для атрибуции произведений традиционного искусства). География наших исследований была существенно расширена на регионы Сикассо и Куликоро в Мали, а также на город Бобо-Диуласо и его окрестности в Буркина-Фасо, что связано с изучением миграций на Нагорье Бандиагара. Кроме того, в план работы экспедиции входила организация фотовыставки в музее деревни Энде и некоторые образовательные проекты. К сожалению, после массовых убийств в марте 2019 г. в деревне Огоссогу-Пёль, где погибло больше 170 человек, события в Стране догонов начали развиваться по наихудшему сценарию: непрекращающиеся после этого провокации возродили старую вражду между скотоводами-пёль (фульбе) и земледельцами-догонами. Пока что эта вражда и взаимное недоверие еще не переросли в полномасштабный этнический конфликт, но, к сожалению, такое развитие событий представляется ныне вполне вероятным.