Отдел антропологии востока

Статьи

ОБЩИННОСТЬ: ПЕРВООСНОВА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ СУБСАХАРСКОЙ АФРИКИ

Бондаренко Дмитрий Михайлович
Научная статья » Кафедра африканиста

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2014, №2

Принцип общинности может быть определен как способность общинных по происхождению и сути мировоззрения, сознания, поведенческой модели, социально-политических норм и отношений распространяться на всех уровнях сложности социума, включая, пусть и в модифицированном, а иногда даже искаженном виде, уровни социологически над- и внеобщинные. Как стержневой организующий принцип общинность оказывает прямое воздействие на все подсистемы африканского общества на всех уровнях его бытия на всем протяжении истории. Именно этим в огромной степени может объясняться специфика африканской культуры, африканской цивилизации. В воплощении в ней принципа общинности имеет смысл искать и корни своеобразия исторического процесса в субсахарской Африке.

AFRICA'S GROWING ROLE IN WORLD POLITICS. ED. BY T. DEYCH, A. ZHUKOV, O. KULKOVA AND E. KORENDYASOV. M.: INSTITUTE FOR AFRICAN STUDIES OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES. 2014. 296 P

Бондаренко Дмитрий Михайлович
Критика и библиография » Рецензия

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2015, №3

ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СТРАНЕ ДОГОНОВ

Куценков Петр Анатольевич
Научная статья » Экспедиции, полевые исследования

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6

Вожди, шуточное родство и государство в Республике Мали

Куценков Петр Анатольевич
Научная статья » Традиции и политическая культура

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №4

Ста­тья ос­но­ва­на на по­ле­вых ис­сле­до­ва­ни­ях 2015–2016 гг. Ав­тор ис­сле­ду­ет воз­дей­ст­вие тра­ди­ци­он­ных ин­сти­ту­тов на по­ли­ти­че­скую куль­ту­ру Рес­пуб­ли­ки Ма­ли. В Ма­ли на уров­не ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния су­ще­ст­ву­ет свое­об­раз­ное “двое­вла­стие”: па­рал­лель­но с рес­пуб­ли­кан­ски­ми вла­стя­ми дей­ст­ву­ют тра­ди­ци­он­ные во­ж­ди и де­ре­вен­ские со­ве­ты. На них, со­глас­но ма­лий­ской кон­сти­ту­ции, и воз­ло­же­ны функ­ции ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Так, в Стра­не до­го­нов со­вре­мен­ные ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные гра­ни­цы раз­ре­за­ют тра­ди­ци­он­ные куль­тур­но-ис­то­ри­че­ские свя­зи, что за­труд­ня­ет ре­ше­ние про­блем, жиз­нен­но важ­ных для де­ре­вень до­го­нов. Ин­сти­тут тра­ди­ци­он­ных во­ж­дей ком­пен­си­ру­ет этот не­дос­та­ток бла­го­да­ря то­му не­пре­ре­кае­мо­му ав­то­ри­те­ту, ко­то­рым они поль­зу­ют­ся и сре­ди на­се­ле­ния, и сре­ди рес­пуб­ли­кан­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции: имен­но че­рез во­ж­дей осу­ще­ст­в­ля­ют­ся тра­ди­ци­он­ные свя­зи ме­ж­ду де­рев­ня­ми. Осо­бен­но же яр­ко по­ло­жи­тель­ная роль тра­ди­ци­он­ной по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры вид­на на при­ме­ре “втя­ги­ва­ния” туа­ре­гов и ара­бов, во­вле­чен­ных в кон­фликт на се­ве­ре стра­ны, в сис­те­му от­но­ше­ний шу­точ­но­го род­ст­ваи/или джа­му.

Мигранты из Субсахарской Африки в Москве: социальные различия и жизненные стратегии

Бондаренко Дмитрий Михайлович
Научная статья » Социология Востока

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №6

Изменения, происшедшие в стране после распада СССР, привели к существенному изменению социального состава и соответственно жизненных стратегий проживающих в ней африканцев в целом и в частности в ее столице Москве. В данной статье подчеркиваются различия между двумя социальными группами африканских мигрантов в сегодняшней Москве, обозначенными как «благополучные» и «выживающие». Почти все «благополучные» мигранты – это люди, приехавшие из стран Африки учиться в еще советских университетах. «Выживающие» московские африканцы – это преимущественно экономические мигранты и политические беженцы, чей приезд стал возможен только в постсоветский период. Как правило, члены этих социальных групп используют две принципиально разные жизненные стратегии, для того чтобы влиться в российское общество. «Благополучные» африканцы стремятся к максимальной включенности в доминирующую социокультурную среду. «Выживающие» кооперируются в основном друг с другом. Таким образом, в то время как представители первой социальной группы желают и могут глубоко интегрироваться в российское общество, представители второй вынуждены ограничиваться минимально необходимой адаптацией к жизни в Москве.

Экспедиция в Мали в 2020 г.

Куценков Петр Анатольевич, Ванюкова Дарья Владимировна

Научно-исследовательская экспедиция Института востоковедения РАН работает в Мали с 2015 г. С 2017 г. в ней принимают участие сотрудники Государственного музея Востока. Задачей экспедиции является изучение трансформации традиционной культуры догонов в условиях глобализации, а также сбор этнографической информации (быт, нравы, особенности традиционного социального и политического устройства); сбор устных исторических преданий; изучение истории, бытования, а также трансформации художественной традиции в деревнях Страны догонов в современных условиях; сбор предметов этнографии и искусства для пополнения коллекции африканского собрания МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера, Санкт-Петербург) и Государственного музея Востока (Москва). План работы экспедиции в январе 2020 г. включал дополнительные пункты, а именно, изучение функционирования антикварного рынка в Мали («пути» вещей из деревень в города, что немаловажно для атрибуции произведений традиционного искусства). География наших исследований была существенно расширена на регионы Сикассо и Куликоро в Мали, а также на город Бобо-Диуласо и его окрестности в Буркина-Фасо, что связано с изучением миграций на Нагорье Бандиагара. Кроме того, в план работы экспедиции входила организация фотовыставки в музее деревни Энде и некоторые образовательные проекты. К сожалению, после массовых убийств в марте 2019 г. в деревне Огоссогу-Пёль, где погибло больше 170 человек, события в Стране догонов начали развиваться по наихудшему сценарию: непрекращающиеся после этого провокации возродили старую вражду между скотоводами-пёль (фульбе) и земледельцами-догонами. Пока что эта вражда и взаимное недоверие еще не переросли в полномасштабный этнический конфликт, но, к сожалению, такое развитие событий представляется ныне вполне вероятным.

Записи устных исторических преданий деревень догонов

Куценков Петр Анатольевич

Страницы:   1